Весна (Песни жаворонков снова) — Плещеев Алексей

Песни жаворонков снова
Зазвенели в вышине.
«Гостья милая, здорово!»-
Говорят они весне.

Уже теплее солнце греет,
Стали краше небеса…
Скоро все зазеленеет —
Степи, рощи и леса.

Позабудет бедный горе,
Расцветет душой старик…
В каждом сердце, в каждом взоре
Радость вспыхнет хоть на миг.

Выйдет пахарь на дорогу,
Взглянет весело вокруг;
Помолясь усердно богу,
Бодро примется за плуг.

С кротким сердцем, с верой сильной,
Весь отдастся он трудам,-
И пошлет господь обильный
Урожай его полям!

Оцените статью
Сборник стихотворений поэтов классиков на портале "Старые поэмы"
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Ирина Мишкова

    Анализ стихотворения Вяземского «Москва»

    Среди множества стихотворений, посвященных Москве, произведение П. А. Вяземского по изяществу формы, силе воздействия и богатству выразительных средств не имеет себе равных. Оно было написано поэтом, умудренным жизнью, 1868 году, в преклонных годах и свидетельствует о необычайной остроте ума и огромном чувстве любви к родному городу, который он считает святыней. Это настоящий гимн и последний привет человека в финале его жизненного пути.

    Стихотворение, «Москва» как драгоценное ожерелье, буквально собрано из тропов и риторических фигур, и поэт великодушно дарит его и читателям, и любимому городу. Здесь и анафора «Сколько … прожил! Сколько растратил …!», отражающая процесс осмысления поэтом прожитых лет, и метафоры – «душу молитвой согрев», «огибая жатвы (в значении несжатые поля)», и метонимия – «красуясь величьем», «струится лентой», «ковчег веры», «поэзия древности», «зарево веков», «волны души», «отблеск отцов».

    Город – ключевое слово: поэт его употребляет в стихотворении 10 раз. При упоминании о Москве Вяземский использует антитезы – «старче с вечно младою душой», «Город – …сказка! Город – …быль!» – и огромное количество перифразов – «город холмов», «город зеленых садов», «милая матерь», «чистый источник благ», «красок и образов смесь», «связка хартий (в значении «собрание законов», ставших основой российской государственности)», «моя колыбель», «святыня».

    Невозможно перечислить все найденные поэтом яркие эпитеты, среди которых – «колокольный напев», «свежая картина», «мирный инок», «благоуханная древность», «родственные хартии», «доблестный отблеск», «светлое затишье», «кремлевские вершины». Из других средств художественной выразительности можно выделить эллипсис – «город – церквей не дочтешься», аллитерацию – «доблестный отблеск», многосоюзие – «в опыте, в бденьи, в борьбе».

    Олицетворения придают изложению теплоту и человечность – «красуясь, город …смотрит, любуясь», «смирилась отвага», дружба согрела, …воспитала, украсила», «время читает». Инверсия – «иноков мирных жилища», «внутренней жизни очаг», «в памяти набожной», «жертвы …кадилом будет Москве мой привет», «вашу вкусил я здесь сладость» – частый прием стихотворений-апологий, создающих у читателя настроение приподнятости. Поэт использует оксюморон «пристани жизни – кладбища, …семейный ночлег», странный только для неверующего человека.

    Пространные ряды однородных членов – дополнений: город «холмов и оврагов, садов, … зигзагов, прудов», огибая «жатвы, леса, стены…, …жилища, …ковчег – пристани жизни – кладбища, ночлег », облечь в образ «прелесть труда, наслажденье, мысль», – сказуемых: дружба «согрела, воспитала, украсила» – позволяют описать предметы и явления во всей их полноте.

    Утратившего влияние при дворе и в литературном мире поэта молодые демократы грубо критиковали за смену либеральных воззрений на консервативные, за тяжеловесность и архаичность слога. Его пародировали люди, имен которых сейчас не вспомнит никто, а стихи Петра Андреевича, истинного патриота и крупного самодостаточного поэта, навсегда вписаны в золотой фонд русской классики.

    Ответить