Уныние — Вяземский Петр

Уныние! вернейший друг души!
С которым я делю печаль и радость,
Ты легким сумраком мою одело младость,
И расцвела весна моя в тиши.

Я счастье знал, но молнией мгновенной
Оно означило туманный небосклон,
Его лишь взвидел взор, блистаньем ослепленный,
Я не жалел о нем: не к счастью я рожден.

В душе моей раздался голос славы:
Откликнулась душа волненьям на призыв;
Но, силы испытав, я дум смирил порыв,
И замерли в душе надежды величавы.

Не оправдала ты честолюбивых снов,
О слава! Ты надежд моих отвергла клятву,
Когда я уповал пожать бессмертья жатву
И яркою браздой прорезать мглу веков!

Кумир горящих душ! меня не допустила
Судьба переступить чрез твой священный праг,
И, мой пожравшая уединенный прах,
Забвеньем зарастет безмолвная могила.

Но слава не вотще мне голос подала!
Она вдохнула мне свободную отвагу,
Святую ненависть к бесчестному зажгла —
И чистую любовь к изящному и благу.

Болтливыя молвы не требуя похвал,
Я подвиг бытия означил тесным кругом:
Пред алтарем души в смиреньи клятву дал
Тирану быть врагом и жертве верным другом.

С улыбкою любви, в венках из свежих роз,
На пир роскошества влекли меня забавы;
Но сколько в нектар их я пролил горьких слез,
И чаша радости была сосуд отравы.

Унынье! всё с тобой крепило мой союз;
Неверность льстивых благ была мне поученьем;
Ты сблизило меня с полезным размышленьем
И привело под сень миролюбивых муз.

Сопутник твой, сердечных ран целитель,
Труд, благодатный труд их муки усыпил.
Прошедшего — веселый искупитель!
Живой источник новых сил!

Всё изменило мне! ты будь не безответен!
С утраченным мое грядущее слилось;
Грядущее со мною разочлось,
И новый иск на нем мой был бы тщетен.

Сокровищницу бытия
Я истощил в одном незрелом ощущеньи;
Небес изящное наследство прожил я
В неполном шумном наслажденьи.

Наследство благ земных холодным оком зрю.
Пойду ль на поприще позорных состязаний
Толпы презрительной соперником, в бою
Оспоривать успех, цель низких упований?

В победе чести нет, когда бесчестен бой,
Раскройте новый круг, бойцов сзовите новых,
Пусть лавр, не тронутый корыстною рукой,
Пусть мета высшая самих венков лавровых

Усердью чистому явит достойный дар!
И честолюбие, источник дел высоких,
Когда не возмущен грозой страстей жестоких,
Вновь пламенной струей прольет по мне свой жар.

Но скройся от меня, с коварным обольщеньем,
Надежд несбыточных испытанный обман!
Почто тревожишь ум бесплодным сожаленьем
И разжигаешь ты тоску заснувших ран?

Унынье! с коим я делю печаль и радость,
Единый друг обманутой души,
Под сумраком твоим моя угасла младость,
Пускай и полдень мой прокрадется в тиши.

1819

Анализ стихотворения  «Уныние» Петра Вяземского

Данное стихотворение раскрывает потайную сторону такого чувства, как «уныние» и особое значение, которое взятое понятие обретает в жизненном восприятии автора.
В своих строках Вяземский отмечает принадлежность счастливого образа жизни к некой роскоши; описывает недосягаемость счастья в его собственной жизни в строчках:

Я счастье знал, но молнией мгновенной
Оно означило туманный небосклон,
Его лишь взвидел взор, блистаньем ослепленный,
Я не жалел о нем: не к счастью я рожден.

Последняя же строка представленного четверостишия указывает на предрасположенность автора к унынию, а также то, что его этот факт полностью устраивает.
Слова и выражения, которые использует автор в своём стихотворении (такие, как: «изящное наследство», «благодатный труд», «весёлый искупитель»), подчёркивает увлеченность автора творчеством Байрона в период написания «Уныние». А общая идея и смысл произведения показывают противоречивую натуру автора.

Оцените статью
Сборник стихотворений поэтов классиков на портале "Старые поэмы"
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Анастасия

    Это стих показывает тайную сторонку подобного эмоции, равно как «уныние» также особенное значимость, что присвоенное представление приобретает во житейском восприятии создателя.
    Во собственных строчках Вяземский подмечает особенность благополучного вида существования ко определенной богатства; представляет недоступность счастья во его своей существования во строках:

    Мы благополучие располагать сведениями, однако молнией моментальной
    Оно наметило сомнительный небо,
    Его только заметил взгляд, сиянием пораженный,
    Мы никак не сожалел об немой: никак не ко фортуне мы создан.

    Заключительная ведь строчка презентованого четверостишия показывает в склонность создателя ко унынию, но кроме того в таком случае, то что его данный обстоятельство целиком удовлетворяет.
    Фразы также формулировки, какие применяет писатель во собственном стихотворении (подобные, равно как: «изящное наследство», «благодатный труд», «весёлый искупитель»), акцентирует внимание интерес создателя творчеством Байрона во промежуток сочинения «Уныние». Но единая концепция также значение работы демонстрируют двойственную натуру создателя.

    Ответить